История колоризации фотографий

Ручное раскрашивание (колоризация) черно-белых фотографий применяется для добавления реализма или в художественных целях.

Как правило, для раскраски используются акварельные, масляные краски, цветные карандаши и пастель. Красители наносятся на поверхность с помощью кисти, ватного тампона, распылителя или пальцев. Раскрашенные фотографии были наиболее популярны с середины 19 до середины 20 века до изобретения цветной фотографии.

Период до 1900 года.

Монохромная (черно-белая) фотография впервые появилась в виде дагерротипа в 1839 году и позже совершенствовалась до техники калотипии, амбротипии, ферротипии, альбуминовых и желатиновых с серебром отпечатков. Большинство фотографий оставались монохромными до середины 20-го столетия, хотя первые эксперименты по получению цветной фотографии относились к 1855 году, и некоторые фотографические процессы давали отпечатки с добавлением цветной заливки, например, голубой в цианотипии.

Пытаясь создать более реалистичные изображения, фотографы и художники раскрашивали монохромные фотографии вручную. Первые раскрашенные дагерротипы приписывают швейцарскому художнику и печатнику Иоганну Баптисту Исенрингу. Он использовал гуммиарабик с пигментами для раскраски дагерротипов вскоре после их изобретения в 1839 году. Цветная пудра закреплялась на хрупкой поверхности дагерротипов с помощью высокой температуры. Разновидности этой техники были запатентованы в Англии Ричардом Бердом в 1842, во Франции Этьеном Лекки в 1842 году и Лиотаром де Лезе в 1845. Позже ручная раскраска использовалась в последующих инновациях в области фотографии, от альбуминовых и желатиновых серебряных отпечатков до диапозитивов и слайдов.

Параллельные попытки создания цветной фотографии влияли на популярность ручного раскрашивания. В 1842 году Дэниел Дэвис младший запатентовал метод колоризации дагерротипов с помощью гальванизации, а через год его способ был усовершенствован Уорреном Томпсоном. Результаты работы Дэвиса и Томпсона принесли только частичный успех в создании цветных фотографий, и метод гальванизации вскоре был забыт. В 1850 Ливай Л. Хилл сообщил о своем открытии процесса дагерротипии в натуральных цветах в своем «Трактате о дагерротипии». Продажи традиционных черно-белых и раскрашенных дагерротипов упали в ожидании новой технологии. Однако Хилл отложил публикацию деталей нового фотографического процесса на несколько лет, и его заявление об открытии объявили обманом. Когда же Хилл наконец опубликовал свой научный труд в 1856 году, его способ цветной дагерротипии был признан непрактичным и опасным.

Ручная раскраска фото оставалась самым простым и действенным методом изготовления цветных фотографических изображений вплоть до середины 20-го столетия, пока Американская фирма Кодак не изобрела цветную пленку «Кодахром».

Японские раскрашенные фотографии (около 1860-1899гг).

Хотя ручное раскрашивание фотографий было изобретено в Европе, техника приобрела значительную популярность в Японии, где способ стал признанной и усовершенствованной формой живописи с 1860-х годов. Вероятно, фотограф Чарльз Паркер и его партнер художник Вильям Парке Эндрю первыми начали делать подобную продукцию в Японии, но первыми, кто поставил работу на поток, были репортер и фотограф Феличе Беато и художник-колорист «Иллюстирированных Лондонских новостей» Чарльз Виргман. В студии Беато усовершенствованная техника японских акварелистов и ксилографистов была успешно применена к европейской фотографии, подтверждением чему стала масса раскрашенных студией портретов.

Другим известным фотографом из первых применявших ручную раскраску был Йокояма Мацусабуро. Йокояма имел подготовку как художник, литографист и фотограф, и он обладал большим преимуществом за счет своих широких и всесторонних навыков. Он создал свою технику под названием «Масляная живопись на фотографии»: основа фотографии удалялась и масляная краска наносилась на оставшуюся эмульсию.

К последующим исполнителям ручного раскрашивания в Японии присоединилась фирма «Стилфрид и Андерсен», которая выкупила студию Беато в 1877 году и раскрасила многие из его негативов. Австриец Барон Раймунд вон Стилфрид и Ратенитц, обученный японским фотографом и колористом Кусакабе Кимби, создавали раскрашенные снимки повседневной японской жизни, которые пользовались большой популярностью как сувениры. Раскрашиванием фотографий занимались также Кусакабе Кимбей, Тамамура Козабуро, Адольфо Фарсари, Учида Куичи, Огава Казумаса и другие мастера. Множество высокохудожественных раскрашенных фотографий продолжали изготавливаться в Японии вплоть до 20 столетия.

японское фото «Вид на Фудзи с Отометоге»

Раскрашенная вручную фотография «Вид на Фудзи с Отометоге», фотограф Кусакабе Кимбей.

фото «Озеро Аши в Хаконе», Огава Казумаса

Японская раскрашенная фотография «Озеро Аши в Хаконе». Фотограф Огава Казумаса.

Раскрашенное фото Кусакабе Кимбей «Крепость в Осаке».

Раскрашенная фотография «Крепость в Осаке», фотограф Кусакабе Кимбей. Фото сделано с внутренней стены крепости с видом на ров.

 

Тамамура Козабуро «Дорога Никко Кайдо»

«Дорога Никко Кайдо», фотограф Тамамура Козабуро, конец 19 века.
На раскрашенной фотографии японского фотографа аллея с кедрами.

Адольфо Фарсари «Вид на Фудзи из города Кашивабара»

На раскрашенной фотографии Адольфо Фарсари «Вид на Фудзи из города Кашивабара» запечатлен необыкновенный рассветный пейзаж в мягких тонах. Небо сверху кажется подернутым облаками, а вдалеке ясно, и гора Фудзи освещена ярким утренним солнцем.

Период после 1900 года.

Золотой век раскрашенной фотографии на Западе — между 1900 и 1940 годами. В начале 20 века рост спроса на раскраску пейзажной фотографии начался с работ Уоллеса Наттинга, министра новой Англии. Раскрашивание пейзажных фотографий было его хобби до 1904 года, затем он открыл профессиональную студию. Следующие 35 лет он посвятил созданию расцвеченных фотографий, а его работы стали самыми продаваемыми за все время существования раскраски фото.

раскаршенное фото, Уоллес Наттинг

Раскрашенная вручную фотография Уоллеса Наттинга «В молодой листве» (In Tender Leaf). На картине изображен весенний пейзаж с тихим пудом, окруженным деревьями. Восход солнца заполняет горизонт мягким розовым свечением.

Между 1915 и 1925 годом раскрашенные фотографии были очень популярны среди среднего класса в Америке, Канаде, Бермудах и Багамах. Это были доступные и стильные праздничные и свадебные подарки, сувениры. С началом Великой Депрессии в 1929 и последующим уменьшением прослойки среднего класса продажи раскрашенных фотографий резко упали.

Несмотря на падение спроса, квалифицированные фотографы продолжали создавать красивые экземпляры. Работы Ханса Беллмера способствовали популярности раскрашенных фотографий в Европе с 1930 года до настоящего времени.

В Польше был популярен вид народного творчества с раскрашиванием свадебных фотографий жениха, под названием Монидло.

Другой фотограф, Луис Маркес (1899-1978гг) был официальным фотографом и художественным руководителем Мексиканского Павильона на Всемирной Выставке 1939-1940 года. В 1937 он представил губернатору Техаса Джеймсу Оллреду коллекцию раскрашенных фотографий. В Мексиканском национальном автономном университете в Мехико хранится большой архив фотографий Луиса Маркеса, как и в Хьюстонском университете Техаса.

 В 1950-е годы стала доступна цветная пленка.

Однако повышение интереса к антиквариату и коллекционированию в 1960-х годах привели к возрастанию спроса на раскрашенные фотографии. С 1970-х произошло возрождение традиции ручного раскрашивания, ее можно видеть в работах таких художников-фотографов, как Елизабет Леннард, Яна Саудека, Кэти Варгас и Риты Деберт. Роберт Раушенберг и другие комбинировали фотографию и живопись в своих произведениях, что предшествовало возрождению ручного раскрашивания.

Несмотря на доступность высококачественной цветной фотосъемки, раскрашенные вручную фотографии (и часто тонированные сепией) сохраняют популярность из-за эстетической ценности и стойкости пигментов. В некоторых странах, где цветная пленка долгое время была дефицитной или дорогой, а цветная съемка недоступной, ручное раскрашивание продолжало использоваться вплоть до 1980-х годов. В последнее время раскрашивание цифровой фотографии используется для стилизации и создания эффекта ручного раскрашивания. Колоризация любительских фотографий стала доступна благодаря специальным графическим программам, таким как Adobe Photoshop, GIMP, Corel Photopaint  и др.

Далее: современная колоризация фотографий и восстановление цвета  >>