Как развить художественный вкус?

Съемка и обработка фотографий, как и любое творческое занятие, требует чувство меры и вкуса.  Чтобы фотографии получались красивыми, необходимо развивать художественные навыки.

Существуют как общепризнанные критерии красоты, так и индивидуальный вкус и восприятие. Первое изучается в изобразительном искусстве, дизайне, где развивается чувство цвета, композиции. Индивидуальные вкусы закладываются с детства художественным обучением или окружающей культурной средой. Конечно, есть врожденные способности и талант, но как любые способности их необходимо постоянно тренировать. Или же они будут меняться сами под воздействием внешней среды.

Если вы не изучали изобразительное искусство или дизайн, стоит обратить особое внимание на то, что вы чаще всего видите в повседневной жизни, ведь именно картины повседневной реальности формируют вкусы. Посмотрите внимательно на окружающий визуальный ряд: формы, цвета, цветовые сочетания, композицию. Ниже два коллажа с примерами. Визуальный ряд какого типа вы чаще всего видите изо дня в день? Сколько времени вас окружают картины из первой и второй подборки? Сколько визуальных образов из первой группы вы находите красивыми, привлекательными, вполне приемлемыми?

художественные вкусы зависят от внешней культурной среды

окружающая культурная среда с детства формирует представления о норме, красоте, вкусы и предпочтения

природа и художественные произведения помогают развить чувство гармонии и вкуса

виды природы, архитектурные памятники и произведения искусства помогают развивать художественный вкус

Современная культура формирует свои вкусы. Предельная утилитарность и массовость затрагивает дома, дороги, транспорт, потребительские товары, досуг. Экономическая система диктует свои условия: от современной городской архитектуры до производства массовых товаров – во всем на первое место выходит выгода для производителя и доступность для потребителя. Эстетика отходит на второй план, упрощается или отбрасывается, если это можно сделать без ущерба для выгоды. И если внимательно приглядеться, можно найти много примеров. На смену домам с красивыми фасадами пришли панельные коробки, вместо искусства художественные вкусы начало формировать телевидение и реклама, да и сам художественный вкус не имеет большой ценности – от современного человека требуется эффективней работать и больше потреблять, ему некогда отвлекаться на любование природой или ходить по музеям и театрам.

Ежедневная рутина и окружающие монотонные виды серых одинаковых домов, дорог, общественного транспорта не способствуют душевной гармонии. Глазу хочется цветового разнообразия и ярких красок, поэтому масс-медиа, индустрия развлечений и рекламы умело пользуются этим и компенсируют ежедневную монотонность яркими пестрящими цветами и контрастными сочетаниями. Их целью не является развитие художественного вкуса или создание чувства душевной гармонии. Назначение всевозможных ярких оберток и глянца – привлечь внимание к товару, он должен быть куплен и употреблен, яркая упаковка выкинута и навсегда забыта. Да и сами товары постоянно упрощаются и становятся одноразовыми, есть ли смысл наделять красотой вещь, чья задача – как можно быстрее оказаться в мусорном ведре?

Внимание к товару привлекается с помощью мощнейшего инструмента – цвета. А поскольку на услугах профессионального дизайнера можно сэкономить, гармоничные формы и цветовые сочетания часто сменяются грубыми и агрессивными. Добавим сюда, что любые рекламные формы, будь то упаковка, обложка, вывеска или рекламный ролик не обособлены, в условиях города они идут сплошным потоком и ежесекундно конкурируют за внимание потенциального потребителя. Чтобы человек не сошел с ума от постоянного информационного воздействия, его психика включает защитный механизм и притупляет восприимчивость. Тогда реклама начинает кричать еще громче, цвета становятся еще ярче, и наконец, человек уже не может нормально воспринимать естественные цвета и формы, все кажется тусклым и блеклым. Все идет по нарастающей, и чтобы впечатлить современного городского человека с притупленным восприятием, требуется все больше усилий. Сравните старые и современные фильмы, как вы думаете, почему кино стало громче и ярче, картинка и сюжет стали меняться быстрее, каждые несколько секунд что-то внезапно происходит или взрывается, и почему именно такие фильмы собирают самую большую кассу.

Притупленное визуальное восприятие защищает от повседневной дисгармонии городских видов, люди перестают замечать унылые дома-коробки, городские застройки без деревьев и газонов, промышленные зоны, бесконечный поток наружной рекламы, грязные разбитые дороги, мусорные кучи в парках, лесах и на пляжах. Но при этом притупляется и восприимчивость к природным пейзажам, предметам искусства, красивым вещам, чувство прекрасного и гармоничного постепенно деформируется. К тому же, немногие могут позволить себе жить в красивом просторном доме с интерьером от профессиональных дизайнеров или покупать по-настоящему красивые вещи. Развивать художественный вкус в современной среде сложно, как плыть против течения, потому что многое – от бесконечного информационного потока до нехватки времени и средств, – будет отвлекать и постоянно сбивать с этого пути. Однако развивать чувство вкуса необходимо всем, кто работает с фотографией или дизайном, кто стремиться создавать что-то красивое и художественно ценное.

Художественный вкус можно развить творческими занятиями и изучением теоретических основ: колористики, композиции и др. Однако, не существует универсальных готовых приемов, как сделать красиво и гармонично. Чувство гармонии можно постепенно развить, если проводить больше времени среди прекрасного: чаще бывать на природе, смотреть на архитектурные памятники и произведения искусства. Последнее, конечно, потребует времени, усилий и настойчивости, ведь чаще всего картины, окружающие нас в повседневной жизни сильно далеки от классических представлений о красоте и гармонии.