Симультанный контраст

Симультанный контраст имеет одинаковую природу с последовательным контрастом, связан со зрительным восприятием и существует только субъективно: нет способа зафиксировать или точно измерить его.

В отличие от последовательного, симультанный контраст является одновременным, то есть восприятие цвета меняется под воздействием окружающих цветов.

симультанный контраст

все три квадрата одинакового цвета

Из-за симультанного контраста один и тот же цвет выглядит по-разному на разном фоне. Серые и нейтральные в соседстве с насыщенными приобретают оттенок дополнительного цвета. Дополнительные одинаковой светлоты максимально проявляют характер и выглядят более насыщенными.

симультанный контраст

квадрат на фиолетовом фоне и нижний справа одинакового цвета — нейтрально-серые, из-за симультанного контраста верхний квадрат приобретает желто-зеленый оттенок и сходство с левым нижним квадратом

Если два цвета, не являющиеся строго дополнительными, расположить рядом, каждый будет сдвигаться по тону и насыщенности, как если бы в него была добавлена примесь комплементарного соседнему цвету.

симультанный контраст

Например, темно-красный и светло-желтый будут восприниматься по другому, расположенные рядом. Красный приобретет оттенок дополнительного к светло-желтому цвета – темного сине-фиолетового. Желтый приобретет оттенок дополнительного цвета к красному – светлого сине-зеленого. Таким образом, красный будет казаться более пурпурным, а желтый – лимонным. Как отмечал Иттен, из-за симультанного контраста цвета, близкие к дополнительным, приходят в движение и колебание.

цветовой круг и симультанный контраст

цветовые пары, не являющиеся строго дополнительными, визуально подравниваются и приобретают оттенки, близкие к дополнительным

Эффект симультанного контраста можно намеренно усилить или ослабить в зависимости от задачи.

Насыщенный цвет фона сильнее искажает окраску предметов. Когда надо усилить насыщенность или нужный оттенок предмета, его помещают на фон дополнительного цвета.

Возьмем, к примеру, фотографию абрикосов на тарелке терракотового цвета. Абрикосы имеют плавные переходы желто-оранжевых и красно-оранжевых оттенков. Чем ближе оттенок к красному цвету, тем более спелым выглядит абрикос.

симультанный контраст, фон и предмет

Что будет, если взять тарелку голубого цвета? Красно-оранжевый оттенок спелых половинок будет дополнительным к голубому, а значит, будет усиливаться на голубом фоне. Желто-оранжевый цвет будет сдвигаться в сторону красного, как бы подравниваясь до комплементарного к голубому. В итоге абрикосы на голубой тарелке кажутся более ровными, яркими, сочными и спелыми.

симультанный контраст и фон предмета

контраст дополнительных цветов и симультанный

цветовой круг и симультанный контраст

Чтобы фон не создавал симультанный контраст на сером предмете, в него добавляют немного того же тона, что и на фоне. Симультанный контраст лучше проявляется при цветах одинаковой светлоты. Так, чтобы серый цвет не приобретал ненужный тон, его делают светлее или темнее.

симультанный контраст

Нижний левый квадрат нейтрально-серый, два других одинаковы по цвету. Квадрат на фиолетовом фоне кажется нейтральным из-за примеси фиолетового и темного тона.

Контраст лучше выявляет цвет предмета, когда площадь фона больше и когда воздействие дольше. Чем дольше взгляд задерживается на исходном цвете, тем слабее его интенсивность и сильнее виден симультанный цвет. Наиболее сильно контраст выражен на одной плоскости. Когда один из цветов находится ближе или дальше от зрителя, эффект снижается.

Близкое расположение окрашенных площадей тоже усиливает симультанный контраст, соответственно, чтобы снизить его, надо разместить цветовые пятна на расстоянии. Черный контур между цветовыми пятнами тоже уменьшает эффект симультанного окрашивания.

Продолжение. Последовательный контраст >>