Старинные фотографии с призраками

Идея фотографий c привидениями появилась после изобретения дагерротипа в 1839 году. Съемка требовала от человека позировать абсолютно неподвижно в течение 30 секунд. Поскольку у людей часто не получалось сидеть неподвижно, получались смазанные и прозрачные изображения.

В 1856 году Дэвид Брюстер в книге про стереоскопию дал пошаговую инструкцию, как сделать фото с призраками с развлекательной целью. Простой способ позволял появиться привидениям на фото в виде тонкой материи среди твердых тел. Для начала главный субъект должен принять определенную позу. Когда время выдержки почти подойдет к концу, фигура духа в белой одежде должна выйти на сцену и задержаться на несколько секунд, затем уйти со сцены. Тогда он получится на снимке как полупрозрачный объект.

юмористическая фотография Эжена ТибоКнига Брюстера подтолкнула к распространению спиритических фотографий.

Часть спиритических фотографий была задумана как сувенирные открытки, другая позиционировалась мошенниками как свидетельство явления духов. Такие предприниматели, как Вильям Мамлер в 1860 годах или Вильям Хоуп в 1920 утверждали, что их призраки имеют сверхъестественное происхождение.

спиритическое фото Вильяма ХоупаИдея бизнеса по продаже спиритических фотографий пришла Мамлеру после случая, когда он фотографировал сам себя и обнаружил еще один объект на фотографии из-за двойной экспозиции. Мамлер заявил, что это его кузина, умершая 12 лет назад. Фотограф успешно разрекламировал себя как медиума, тем временем добавляя на снимки клиентов их близких. За основу он брал, как правило, другие фотографии родственников. Бизнес шел так хорошо, что от желающих не было отбоя. Мамлера заподозрили в мошенничестве, когда на одной из фотографий в призраке узнали живого человека из Бостона. После этой истории над Мамлером состоялся суд, но убедительных доказательств его мошенничества найти не смогли.

Вдохновившись успехом Мамлера, фотографы-медиумы стали появляться и в Европе.

В Англии известным фотографом-спиритистом был Роберт Борснел в 1880-х, у него было несколько студий. Помимо фотографий с призраками, в его услуги входило «ясновидение» с определением имени и внешнего вида духов до их появления.фото с призраком Вильяма Хоупа

Вспышки холеры и оспы в Лондоне в конце 19 столетия привели к популярности спиритических фотографий и других памятных вещей о покойных, таких как траурные украшения и медальоны с прядями волос. И хотя на некоторых фотографиях Борснела духи представляли собой всего лишь тени на заднем плане, многие клиенты предпочитали верить, что это и есть портреты умерших. Ассоциация Спиритуалистов в Лондоне подтвердила их веру в способности Борснела к ясновидению, удостоив его в 1903 году кошельком золота и показаниями под присягой около 100 членов ассоциации.

С развитием психологии в начале 20 века, ученые стали интересоваться связями между паранормальными явлениями и измененным состоянием сознания. Когда обнаружили, что состояние транса сопровождается необъяснимыми явлениями, тут же возникла теория об особых умственных способностях, позволяющих видеть явления потусторонней жизни. С ростом интереса к психологии спиритические фотографы начали утверждать, что можно делать снимки призраков с помощью парапсихологии и телепатии.

Такой вид фотографии стал популярным в конце 1920 годах благодаря братьям Фалконер из Шотландии. На их фотографиях присутствовало лицо духа в туманном облаке так называемой «эктоплазмы», представляемое покупателям как «поразительное свидетельство существования вне материального мира».

Чтобы доказать подлинность фотографий, братья Фалконер позволяли клиентам заряжать фотоаппарат новой пленкой и внимательно наблюдать за всем процессом съемки от экспонирования до проявки.

фото призрака,  Вильям ХоупВ 1931 году два клиента обнаружили в студии братьев комья ваты, с помощью которой делалось изображение эктоплазмы, из которой появлялся дух, и обрезки фотографий. Братья были немедленно задержаны и отданы под суд. Их обвинили в мошенничестве поле того, как было доказано, что их фотографии были изготовлены с помощью трафаретной печати.

Несмотря на то, что братья были вынуждены продать оборудование и заплатить штраф по 150 фунтов каждый, на спиритические фотографии братьев Фалконер сохранялся устойчивый спрос до конца 1930 годов.

Преднамеренно или нет, спиритические фотографии выглядели довольно комично. Фото с призраком Юджина Тибо — одна из преднамеренно комичных и потрясающих по исполнению.

Но большинство спиритических фотографий все же делалось с намерением заработать обманом.

Призраки на фотографии появлялись в результате двойной экспозиции, монтажа, а иногда были пририсованы. Сейчас, в эпоху фотошопа, спиритические снимки смотрятся как примитивные коллажи, сделанные школьниками, да и в то время среди профессиональных фотографов считались пошлыми грубыми поделками, порочащими искусство фотографии.Вильям Хоуп

Удивительно, как люди могли принять за чистую монету фотографии с плохим наложением, ужасным оформлением, нарисованными лицами или очевидными клубками ваты – «эктоплазмы», узнать на снимках своих близких или не заметить, что они выглядят также, как на фотографиях, выданных фотографу для «проведения сеанса». Видимо, горе от утраты притупляло способность критически мыслить, чем мошенники бессовестно пользовались. Несмотря на технический прогресс, человеческая психика почти не меняется: люди всегда приходили в восторг от чудес и сопутствующих им доказательств. Интерес к загробной жизни возрастал в эпоху войн или социальных потрясений. Не случайно спиритические фотографии становились популярны после Гражданской войны в США и Первой Мировой. Фото с духами помогали верить в загробную жизнь и служили утешением: «близкие до сих пор среди нас и при любой возможности появляются».

 спиритическое фото, братья Фалконер

Братья Фалконер
спиритичекое фотоРоберт Берснел и призрак