-
Меню
Полезная информация
Познавательно
Поделиться
Цветовой круг
Почему цветовые круги отличаются, тона и комплементарные пары расположены по-разному, и какой цветовой круг правильный?
Цветовой круг – это схема расположения тонов. Она предназначена для понимания, как тона взаимодействуют при смешивании. Цветовое колесо – по сути та же схема, еще более простая, где только один параметр – тон, представлен отдельно от насыщенности и яркости.
Правильный цветовой круг имеет такое расположение тонов, что два диаметрально противоположных (комплементарных, дополнительных) цвета при смешивании образуют нейтральный серый.
С дополнительными цветами связаны последовательный и симультанный контраст, когда при восприятии какого-либо цвета в сознании возникает комплементарный. Еще теоретик Гете, изучая цвет в 19 веке, пришел к выводу, что комплементарные цвета взаимосвязаны, и при взгляде на один возникает другой. Способность дополнительных цветов нейтрализовывать и уравновешивать друг друга была положена в основу теории цветовых гармоний.
Различия в расположении тонов наиболее заметны у цветовых кругов RYB и RGB.
Цветовой круг RYB.
На заре изучения цвета возник классический цветовой круг RYB (Red,Yellow, Blue), где за основу были взяты красный, желтый и синий цвета. Его основоположниками стали теоретики 17-19 веков: Ньютон, Гете, Иттен.
Это субтрактивная цветовая модель, где красители при смешивании дают черный цвет, использовалась на протяжении нескольких веков, когда единственно возможным способом получения цвета было смешение красителей.
Почему RYB стал первым цветовым кругом, а красный, желтый и синий основными цветами? На это есть несколько причин.
- Чистый желтый цвет нельзя получить смешением красок других тонов, поэтому он был взят как один из первичных.
- Человеческое зрение способно хорошо различать чистый синий без зеленого или фиолетового оттенка, чистый красный без добавления желтого или синего и чистый желтый без красных и зеленых примесей.
- Красный и зеленый расположены на противоположных полюсах, потому что невозможно представить и создать оттенки красноватого зеленого или зеленовато-красного. Точно также нельзя представить синеватый оранжевый или синий с оранжевым оттенком. Добавление небольшого количества противоположного тона приглушает и нейтрализует оттенок, а при смешивании образует серый.
Цветовой круг RGB.
В 20 веке произошло развитие науки о цвете, появились новые технологии и устройства: телевизоры, компьютеры и т.д. Тогда же начал использоваться отличный от субстрактивного принцип образования цвета – аддитивный, где потоки света при смешении дают белый цвет. Модель RGB (Red, Green, Blue) из основных цветов красного, зеленого и синего была разработана для экранов устройств и называется аппаратно зависимой.
Появилось мнение, что цветовой круг RYB устарел, а круг RGB более современный, больше отвечает научным представлениям, а значит, и более правильный. Так ли это? Одно из практических назначений цветового круга – облегчить подбор дополнительного цвета для получения нейтрального серого.
Смешение пигментов.
Возьмем синий и оранжевый из цветового круга RYB и смешаем краски в разных пропорциях. Результат далек от идеала, но похож на серый.
Фиолетовый и желтый тоже дают близкий к серому оттенок.
В цветовом же круге RGB синий и желтый показаны как дополнительные. Если смешать синий и желтый с помощью красок, серого цвета не получится. Значит, круг RGB для смешивания пигментов не подходит.
В чем недостатки круга RYB?
Согласно классической теории, красный и зеленый — дополнительные цвета. Возьмем нейтральные красный и зеленый и смешаем в разных пропорциях. После нескольких попыток получились серо-коричневые цвета разных оттенков.
Поскольку коричневый цвет неспектральный и отсутствует на цветовом круге, сдвинем полученные оттенки к краю окружности. Получились оттенки желтого и оранжевого, то есть промежуточные между красным и зеленым тона, значит комплементарная пара выбрана неправильно.
При смешивании красного и зеленого пигмента получается тот же тон, что при смешивании потоков света — желтый. Разница в том, что свет дает чистый желтый, а пигменты – затемненный и ненасыщенный желтый цвет, то есть коричневый. Собственно, все пигменты при смешивании затемняют и загрязняют цвета, но больше всего это заметно на желтом. Так что смешивание всего трех красителей для получения остальных оттенков цветового круга на практике сильно ограничено.
Чтобы получить нейтральный серый без желтизны сдвинем красный тон от желтого к синему. Холодный красный и нейтральный зеленый при смешивании дают оттенок, более близкий к серому.
То же самое с парой нейтральный красный + холодный зеленый. Получается, когда говорится, что красный и зеленый при смешивании образуют серый, подразумеваются холодные оттенки дополнительных цветов. Цветовой круг RYB не точен, ведь разрабатывался он несколько веков назад, да и краски смешиваются всегда на глаз, так что круг RYB служит скорее для умозрительного понимания теории, а художники ориентируются на собственное зрение и ощущение цвета. К тому же результат зависит и от свойств самого красителя.
Смешение потоков света.
После опытов с традиционным цветовым кругом и красками получить нейтральный серый в пространстве RGB значительно проще. Дополнительные тона, смешанные в одинаковых пропорциях, всегда дают нейтральный серый, а при инвертировании меняются местами.
Цветовой круг RGB — более точная модель, при этом его пары дополнительных тонов заметно отличаются от пар RYB. Например, если инвертировать красный, дополнительным цветом к нему будет не зеленый, а циан (голубой), при смешении они будут давать нейтральный серый. А дополнительные цвета круга RYB фиолетовый и желтый в круге RGB имеют другую пару.
Диапазон зрительного восприятия человека невозможно точно воспроизвести с помощью цветовой модели RYB или RGB. Как и любая модель, цветовой шар и цветовой круг – это условность, упрощенное представление действительности, модель. Модель меняется со временем из-за новых научных открытий и прежде всего служит решению практических задач. Если провести аналогию, сначала земля представлялась плоской на трех китах, потом в виде шара, затем обнаружилось, что она имеет форму эллипса, однако глобусы, то есть модель, до сих пор остались круглыми, потому что хоть это и не строго соответствует научным знаниям, такая форма наиболее удобна для решения некоторых задач. И хотя цветовой круг точно так же не соответствует в точности современным научным представлениям о цвете, зато наиболее нагляден. Цветовая модель в научном понимании будет вовсе не шаром и не кругом, однако для изучения искусства или практической работы по смешиванию красок достаточно цветового круга RYB, а для работы с цветом на мониторе — круга RGB. Нет единственно правильного цветового круга, есть всего лишь разные инструменты для решения практических задач.
Использование цветового круга.
Цветовой круг существует уже несколько веков. Изначально он служил для изучения теории цвета, или колористики. Теоретики упорядочили все цветовые тона с помощью логичной и понятной схемы. Для этого они последовательно и равномерно распределили все тона так, чтобы дополнительные цвета располагались напротив. На противоположности дополнительных цветов построена теория гармоничных цветовых комбинаций. Согласно теории, сочетания цветов, которые в сумме образуют ахроматический цвет, воспринимаются как цельные и уравновешенные. Простейшее сбалансированное сочетание двух цветов образует комплементарную схему. По тому же принципу строятся другие цветовые схемы из трех и более тонов (триадная, раздельно-комплементарная, тетрадная, четырехтонная). Нейтральный серый цвет также получается при сложении всех цветов, и для сохранения равновесия они располагаются симметрично на цветовом круге. Некоторые цветовые схемы сохраняют симметричное расположение тонов, но при сложении не образуют нейтральный серый (аналоговая). И хотя цветовые схемы в чистом виде используются редко, а для гармоничной цветовой гаммы необходимо также варьировать светлоту и насыщенность, то есть задействовать все три параметра цвета, для удобства изучения цветовые гармонии рассматриваются в виде схем на цветовом круге, обычно без учета светлоты и насыщенности.