Симультанный контраст имеет одинаковую природу с последовательным контрастом, связан со зрительным восприятием и существует только субъективно: нет способа зафиксировать или точно измерить его.
В отличие от последовательного, симультанный контраст является одновременным, то есть восприятие цвета меняется под воздействием окружающих цветов.
Из-за симультанного контраста один и тот же цвет выглядит по-разному на разном фоне. Серые и нейтральные в соседстве с насыщенными приобретают оттенок дополнительного цвета. Дополнительные одинаковой светлоты максимально проявляют характер и выглядят более насыщенными.
Если два цвета, не являющиеся строго дополнительными, расположить рядом, каждый будет сдвигаться по тону и насыщенности, как если бы в него была добавлена примесь комплементарного соседнему цвету.
Например, темно-красный и светло-желтый будут восприниматься по другому, расположенные рядом. Красный приобретет оттенок дополнительного к светло-желтому цвета – темного сине-фиолетового. Желтый приобретет оттенок дополнительного цвета к красному – светлого сине-зеленого. Таким образом, красный будет казаться более пурпурным, а желтый – лимонным. Как отмечал Иттен, из-за симультанного контраста цвета, близкие к дополнительным, приходят в движение и колебание.
Эффект симультанного контраста можно намеренно усилить или ослабить в зависимости от задачи.
Насыщенный цвет фона сильнее искажает окраску предметов. Когда надо усилить насыщенность или нужный оттенок предмета, его помещают на фон дополнительного цвета.
Возьмем, к примеру, фотографию абрикосов на тарелке терракотового цвета. Абрикосы имеют плавные переходы желто-оранжевых и красно-оранжевых оттенков. Чем ближе оттенок к красному цвету, тем более спелым выглядит абрикос.
Что будет, если взять тарелку голубого цвета? Красно-оранжевый оттенок спелых половинок будет дополнительным к голубому, а значит, будет усиливаться на голубом фоне. Желто-оранжевый цвет будет сдвигаться в сторону красного, как бы подравниваясь до комплементарного к голубому. В итоге абрикосы на голубой тарелке кажутся более ровными, яркими, сочными и спелыми.
Чтобы фон не создавал симультанный контраст на сером предмете, в него добавляют немного того же тона, что и на фоне. Симультанный контраст лучше проявляется при цветах одинаковой светлоты. Так, чтобы серый цвет не приобретал ненужный тон, его делают светлее или темнее.
Контраст лучше выявляет цвет предмета, когда площадь фона больше и когда воздействие дольше. Чем дольше взгляд задерживается на исходном цвете, тем слабее его интенсивность и сильнее виден симультанный цвет. Наиболее сильно контраст выражен на одной плоскости. Когда один из цветов находится ближе или дальше от зрителя, эффект снижается.
Близкое расположение окрашенных площадей тоже усиливает симультанный контраст, соответственно, чтобы снизить его, надо разместить цветовые пятна на расстоянии. Черный контур между цветовыми пятнами тоже уменьшает эффект симультанного окрашивания.
Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…