Categories: Живой цвет

Триадная цветовая гармония

Что такое цветовая гармония? В широком смысле гармония  —  это закономерность, уравновешенность противоположностей, пропорциональность, единство, упорядоченность, цельность и соразмерность. В гармоничной цветовой гамме сбалансированы все три измерения: светлота, тон и насыщенность, а цвета обычно связаны, объединены по одному или нескольким параметрам. Художественная гармония включает в себя не только цвет, но и форму, и композицию. Кроме того, в художественных произведениях гармония не всегда является целью, иногда она намеренно нарушается для создания особого настроения, выразительности или экспрессии.

Субъективна или объективна цветовая гармония? Хотя многое зависит от личного восприятия, основные законы гармоничного сочетания цветов были изучены еще в античные времена, проверены вековой практикой и до сих пор применяются в прикладном искусстве.

Именно в практическом плане мы и будем рассматривать гармоничное цветовое сочетание, не углубляясь в философию и тонкости художественного мастерства. Для изучения теоретических основ все многообразие цвета сводится к простой и понятной модели – цветовому кругу.  Логичность и ясность построения цветовых гармоний особенно наглядна на цветовых схемах, где рассматривается только цветовой тон.

Все цветовые схемы строятся на принципе взаимодействия двух дополнительных (комплементарных) цветов. В предыдущей статье мы рассматривали гармонию дополнительных цветов. Основная цветовая схема — комплементарная — наиболее проста для понимания того, как цвета уравновешивают друг друга. Остальные схемы также строятся по принципу равновесия, но состоят из трех и более цветовых тонов.

Цветовая гармония триады представляет собой три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу в виде равностороннего треугольника.  Как и в комплементарной схеме, при смешивании всех цветов триады получается ахроматический цвет, поэтому триадная схема воспринимается достаточно сбалансированной. При смешивании любых двух цветов триадной схемы получается тон, дополнительный к третьему.

при смешивании триадных цветов желтого, красного и синего получается ахроматический

при смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый, дополнительный к синему

Путем смешивания триадных цветов в разных пропорциях можно получить любой тон. Поэтому в различных цветовых моделях триадные цвета берутся как основные. В классической художественной модели RYB основными, или первичными, цветами считаются синий, красный и желтый. В традиционной теории цвета иногда выделяют вторичные цвета, образованные смешиванием первичных, и третичные — смешиванием вторичных. Это деление было обосновано тем, что красители первичных цветов наиболее чистые, при смешивании теряют насыщенность. С развитием технологий, появлением новых красителей и способов цветопередачи деление цветов на первичные, вторичные и третичные устарело, отчасти сохранив актуальность в живописи. Модель CMYK  — тоже субстрактивная цветовая модель,  в основном используется в полиграфии, это видоизмененная RYB с основными цветами голубым, пурпурным и желтым.  В аддитивной модели RGB основными цветами являются красно-оранжевый, зеленый и синий.

Основные цвета в моделях RYB (красный, синий, желтый), CMYK (голубой, маджента, желтый) и RGB (красный, синий, зеленый) представляют собой не что иное, как триадные цветовые схемы на цветовом круге.

Сочетание триадных цветов достаточно живое и яркое, оно дает сильный визуальный контраст, даже если взяты светлые или ненасыщенные варианты тонов. По силе контраста триадная цветовая схема уступает только комплементарной, но в отличие от нее выглядит гармоничней. Чтобы сделать триадное цветовое созвучие более спокойным, надо приглушить тона, то есть разбавить серым. Как правило, в  триадной цветовой схеме один из цветов используется как доминирующий, а два других как акценты. Выбор доминирующего цвета целиком меняет восприятие всей триады. Например, триада красный-синий-зеленый с доминирующим синим будет производить совершенно не такой эффект, как триада с доминирующим красным.

Продолжение. Раздельно-комплементарная цветовая гармония >>

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Реставрация фотографий

Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…

11 лет ago

Стоимость реставрации фотографий

От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…

11 лет ago

Художественная реставрация старых фотографий

Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись  фрагменты? Как найти и…

11 лет ago

Восстановление лиц и утерянных частей фото

<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…

11 лет ago

Как сделать хорошее раскрашивание черно-белой фотографии?

Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…

11 лет ago

Реставрация фотографий с текстурой

Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…

11 лет ago